20 февраля 2007, 11:07
Командира действующего в Чечне батальона "Восток" обвиняют в уголовном самоуправстве
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Командир спецбатальона "Восток", дислоцирующегося в Чечне, Герой России Сулим Ямадаев стал подозреваемым в самоуправстве и нанесении телесных повреждений средней тяжести. Вместе с ним по уголовному делу, расследуемому прокуратурой Ленинградского военного округа (ЛенВо), проходят начальник штаба "Востока" и один из офицеров. Все они принимали участие в скандально известном прошлогоднем рейде на петербургский мясоперерабатывающий завод "Самсон".
Как стало известно "Коммерсанту" из источников в Главной военной прокуратуре, Сулима Ямадаева, а также его сослуживцев начштаба батальона "Восток" Магомеда Тайсумова и офицера спецназа Ризвана Устарханова подозревают в самоуправстве и нанесении телесных повреждений средней тяжести директору "Самсона" Хамзату Арсамакову. Кроме того, офицеры Тайсумов и Устарханов подозреваются в грабеже и хищении документов.
Уголовное дело #07/00/0012/2-06, по которому проходят руководители "Востока", было возбуждено 2 февраля этого года на основании заявления Хамзата Арсамакова, а также прокурорской проверки, проводившейся в рамках расследования первоначального дела о вымогательстве у руководства "Самсона" (по этому делу привлекается один из участников рейда - директор ООО "Бюро коммерческой недвижимости" Левон Харазов).
По материалам нового дела, Сулим Ямадаев прибыл на "Самсон" по просьбе своего знакомого председателя совета директоров ОАО "Салолин" Абдулы Куркаева. "Салолин" является собственником более 50 га земли, на которой стоит завод "Самсон". При этом "Самсон" в последние несколько лет отказывался платить "Салолину" за пользование землей и компания-землевладелец пыталась взыскать с него около 100 млн рублей. Большая часть претензий "Салолина" - на сумму 90 млн рублей - была удовлетворена арбитражным судом Петербурга, однако "Самсон" не выполнил судебные решения: активы предприятия были переведены на другое юридическое лицо с тем же названием - ООО "Самсон".
Как следует из материалов уголовного дела, командир Ямадаев решил "силовым путем принудить директора "Самсона" Арсамакова признать иск, а также передать имущество ООО "Самсон" ОАО "Салолин" в счет погашения долга". Для этого Сулим Ямадаев и его сослуживцы 14 сентября прошлого года прилетели в Санкт-Петербург из Москвы.
15 сентября около 13.00 офицеры Тайсумов и Устарханов прибыли на "Самсон", чтобы "предупредить руководство предприятия о визите Ямадаева". Офицеры "Востока" прошли в кабинет директора Арсамакова, где, угрожая оружием, отключили связь, проверили, нет ли там записывающих устройств, фактически начав обыск. Примерно в 16.00 на предприятие прибыл Сулим Ямадаев со своими охранниками. По показаниям Хамзата Арсамакова, командир "Востока" начал угрожать ему, а офицеры Тайсумов и Устарханов стали избивать его руками и ногами, а потом рукоятками пистолетов и клюшкой для гольфа. Затем в кабинет был приглашен представитель "Салолина" Левон Харазов, с которым Арсамаков подписал три акта сверки взаиморасчетов между "Салолином" и "Самсоном". Кроме того, по материалам дела, офицеры Тайсумов и Устарханов подозреваются в том, что похитили личное имущество Хамзата Арсамакова - ножи и позолоченный кортик, несколько ручек Parker, бумажник, в котором находилось 15 тыс. рублей, и документы.
6 февраля следователь прокуратуры ЛенВо Евгений Лягун направил господам Ямадаеву, Тайсумову и Устарханову официальные повестки с требованием явиться 9 февраля на допрос в качестве подозреваемых по делу #07/00/0012/2-06. Допрос мог завершиться предъявлением официального обвинения. Известно, что господин Ямадаев получил повестку, однако ни он, ни другие офицеры в Санкт-Петербург не прибыли, попросив следователя перенести допрос в связи с тем, что все они находятся на больничном. Прокуратура пошла им навстречу, не став пока предпринимать никаких действий для принудительного привода свидетелей.
Между тем активизация следственных действий по делу офицеров "Востока" совпала с событиями в Чечне. 8 февраля пропали родственники Хамзата Арсамакова братья Юнус и Юсуп Арсамаковы. Они поехали из родового села Арсамаковых Ермоловское, что под Грозным, в Итум-Кале. А на следующий день их пустую "Ниву" со следами крови нашли в реке Аргун. Прокуратура возбудила уголовное дело об убийстве. Брат пропавших Абубакар Арсамаков, руководитель Московского индустриального банка и владелец "Самсона", обратился за помощью к руководству ФСБ и Генпрокуратуры России, но расследование пока результатов не принесло. В разговоре с "Коммерсантом" Абубакар Арсамаков не стал связывать события в Санкт-Петербурге и Чечне: "Пока у меня мало информации". Командир "Востока" Сулим Ямадаев 19 февраля был недоступен для комментариев. Его брат депутат Госдумы Руслан Ямадаев считает, что кампания по дискредитации командира "Востока" была организована и проплачена его врагами. Преследование Сулима Ямадаева он назвал "заказным". А знакомые командира Ямадаева обратили внимание на то, что информация о новом уголовном деле, в котором оказался замешан Герой России, появилась сразу после назначения нового министра обороны. "Складывается впечатление, что кто-то целенаправленно хочет обратить внимание Анатолия Сердюкова на это дело, используя для этого СМИ",- отметил один из знакомых Ямадаева. "Возглавив батальон "Восток", Сулим стал очень сдержанным как в высказываниях, так и в поступках,- сказал депутат Госдумы Франц Клинцевич, хорошо знающий семью Ямадаевых.- Поэтому я не верю в то, что он мог нарушить закон. Но если информация исходит из прокуратуры и найдет подтверждение, очень жаль - Сулим из тех людей, которые сегодня особенно нужны как Чечне, так и России".
Напомним, что батальон "Восток" Главного разведуправления Генштаба Вооруженных сил России в свое время "прославился" жестокой зачисткой чеченской станицы Бороздиновская.
Как сообщал "Кавказский узел", в ночь с 4 на 5 июня 2005 года около 100 неустановленных лиц из силовых структур, дислоцированных в Чечне, совершили налет на станицу Бороздиновская, убив одного и увезя в неизвестном направлении 11 ее жителей. Жители станицы после этого почти в полном составе покинули станицу и разбили палаточный лагерь в Кизлярском районе соседнего Дагестана. После личных обещаний Рамзана Кадырова они вернулись домой, но потом снова уехали в Дагестан. Основные требования жителей: возврат похищенных земляков, выплата компенсации и наказание виновных выполнены не были. Беженцами власти жителей Бороздиновской так и не признали.
В результате расследования прокуратуры было выяснено, что в июне 2005 года Мухади Азиев со своими бойцами проводил спецоперацию недалеко от Бороздиновской. Однако, узнав, что боевики убили одного из местных жителей, сына бойца "Востока", уклонился от выполнения поставленной перед ним задачи и приказал подчиненным войти в селение и провести там проверку паспортного режима. Спецназовцы, используя спецсредства и оружие, согнали всех мужчин к зданию местной средней школы, где, уложив их на землю, в течение четырех часов "выясняли обстоятельства" убийства. Пятерых мужчин отвели в спортзал школы, где допросили и избили, но, как отмечено в обвинительном заключении, "без причинения тяжких телесных повреждений". После этого, по официальной версии, бойцы "Востока" покинули село, и туда вошла группа неизвестных вооруженных людей, которая сожгла четыре дома, убила одного из местных жителей и похитила еще 11 бороздиновцев.
Автор: Кавказский Узел