Оздоев: чаще всего жители Ингушетии жалуются на нарушения их трудовых прав и действия правоохранителей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В минувшем году жители Ингушетии обращались к уполномоченному по правам человека с жалобами на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов, сообщениями о похищениях людей, нарушении гражданских, трудовых и социальных прав, рассказал уполномоченный по правам человека в РИ Джамбулат Оздоев на пресс-конференции, посвященной итогам работы за год.
К омбудсмену больше всего обращаются в связи с нарушениями трудовых прав
В 2012 году в аппарат уполномоченного поступило 1615 устных и письменных обращений.
"Присутствует динамика увеличения обращений граждан: в 2010 году к нам поступило 250 обращений, в 2011 году было 1063 обращения. Каналы поступления информации о нарушении прав человека были различные, больше всего обращались по телефону, в том числе и на телефон круглосуточной "горячей линии", обращались в офис, через Интернет в онлайн-приемную", - рассказал Оздоев на пресс-конференции 25 февраля.
По словам Оздоева, в 2012 году больше всего было обращений было о нарушении трудовых прав – 22,8% всех обратившихся, на втором месте – 20% - жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов, на третьем месте – 14,8% - обращения, связанные с нарушением жилищных прав.
"В отношении трудовых прав в большинстве случаев обращения касались невыплаты, задержки заработной платы, незаконного увольнения, изменения в одностороннем порядке существенных условий трудового договора, - рассказывает Оздоев. - Были случаи, когда люди годами не получали заработную плату. Например, при строительстве газотурбинной электростанции. На втором месте массовые обращения сотрудников ликвидированного ГУП "Водоканал". Там были случаи задержки заработной платы, отказ в приеме на работу. Произошла реорганизация предприятия, а люди, работавшие на предприятии до реорганизации, имеют первоочередное право устройства на вновь образованном предприятии. По этому вопросу мы обращались и в правительство республики, и к главе РИ, несколько раз были проведены встречи и совещания по этому вопросу, средства были изысканы, а работники были трудоустроены".
"Неправомерные действия правоохранительных органов – одна из самых острых проблем"
"Неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов - это незаконный обыск, не предъявление удостоверений, документов, обосновывающих проведение мероприятий, применение насилия при задержании, избиение, выбивание показаний, содержание в условиях, которые недопустимы законом, в неприспособленных помещениях. Были обращения по поводу не допуска адвокатов, связанные с грубостью сотрудников правоохранительных органов, – рассказал Оздоев. - Каждый раз, когда к нам поступают заявления такого характера, мы берем их на особый контроль, и реагирование на эти случаи происходит в минимальные сроки".
Как пояснил Оздоев, эта проблема остается острой на территории всего Северного Кавказа. "Это мы видим из докладов и моих коллег, и правозащитных организаций", - сказал омбудсмен.
В республике, по словам Оздоева, больше всего жалоб на действия правоохранительных органов поступило из Назрановского района - 36 обращений, из Сунженского района – 29, из Малгобекского района – 17, и из других регионов - пять обращений.
"В 2012 году сотрудниками аппарата уполномоченного по правам в РИ было совершено более 100 выездов, большинство из которых были связаны с жалобами на действия сотрудников правоохранительных органов", - сообщил Оздоев.
"Были выезды в изоляторы временного содержания на территории республики, в следственный изолятор РИ, несколько раз по заявлениям были выезды даже на места проведения спецопераций. Естественно, мы не обладаем статусом участников уголовного процесса, но выезды происходили, и сам факт присутствия на таких мероприятиях представителей уполномоченного по правам человека положительно влиял на соблюдение прав", - отмечает Оздоев.
"В течение года мы не только направляли информацию о фактах нарушений прав граждан правоохранительными органами, но и организовывали мероприятия просветительского характера, в том числе и с сотрудниками полиции начальствующего состава совместно с правозащитными организациями федерального уровня. При проведении "круглых столов" мы обсуждаем действующие правила, резолюции, конвенции, нормы уголовно-процессуального кодекса, которые предусматривают, например, право на адвоката, обязанность должностного лица представиться, когда он совершает определенные действия служебного характера, какие документы необходимо предъявить при проведении обысковых мероприятий", - рассказал Оздоев.
"Часто похищенные находились ИВС или в следственном изоляторе"
Похищения людей Оздоев назвал "острой и важной проблемой". На его взгляд, эту тему надо рассматривать отдельно.
"В 2010 году было 23 обращения по похищению граждан, но впоследствии часть этих людей находилась либо в ИВС, либо в следственном изоляторе. Это говорит о том, что часто при задержании сотрудники не представляются, не говорят, на основании чего задерживают. И люди сразу шли и писали заявление о похищении. В 2011 году было 14 заявлений о похищении, в 2012 – восемь. Все заявления включали в себя похищения именно жителей республики Ингушетия, в том числе и за пределами РИ. География очень большая – это и Красноярский край, и Санкт-Петербург, и Пятигорск, и Ставрополь, и Махачкала".
Проблема с похищениями людей, так же как и с нарушениями в работе правоохранительных структур, проблема всего Северного Кавказа, отмечает омбудсмен. "Ингушетия – это малость, если сравнить с близлежащими субъектами. Когда я по работе сталкиваюсь со своими коллегами из других субъектов, выясняется, что там огромное количество людей, пропавших таким образом", - говорит Оздоев.
Нет ни одного уголовного дела, когда похищение произошло и установлено лицо, которое это совершило
"Мы не являемся органом оперативно-разыскного контроля, у нас нет таких функций. Наша задача заключается в том, чтобы зафиксировать факт таких обращений, предложить наше видение, как можно исправить эту ситуацию и направить в соответствующие органы свои рекомендации", - рассказал омбудсмен.
"Есть еще один тревожный факт: нет ни одного уголовного дела, когда похищение произошло и установлено лицо, которое это совершило. В европейской практике неэффективное расследование уголовных дел приравнивается к пытке со стороны государства. На государстве лежит обязанность эффективного расследования, в том числе и по таким резонансным делам как похищение граждан", - указал Оздоев.
При этом расследование этих дел затрудняется отсутствием координации между следственными и надзорными органами, в том числе, органами военного следствия и надзора. "Есть случаи, когда в заявлениях граждане указывают присутствие техники силовых структур, имеются в виду БТРы, УРАЛы и т.д.", - сказал Оздоев.
В 2012 году омбудсмен обращался к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой создать специальную группу по расследованию таких преступлений. "Для расследования случаев похищения людей, на мой взгляд, должны действовать комплексные следственные группы, не привязанные ни к одному субъекту, которые включают в себя и представителей Следственного комитета, и военной прокуратуры", - заявил омбудсмен.
Как только вопрос касается военных, дела о похищениях у следствия изымаются
"Во время совместных со Следственным комитетом приемов граждан, которые озвучивают проблему похищения людей, представитель комитета заявляет, что у них недостаточно полномочий. Как только вопрос касается военных, эти дела у них изымаются, они некомпетентны проводить такие расследования. А чтобы компетенция была, на мой взгляд, надо, чтобы в составе этой группы были представители, как Следственного комитета, прокуратуры, так и военной прокуратуры, которая достаточно компетентна в этих вопросах, - сказал Оздоев. - Такое предложение было озвучено Бастрыкину, и в последующем оно было направлено уполномоченному по правам человека в РФ Лукину".
"Молодежь и малообеспеченные обращаются с просьбой помочь им в жилищном вопросе"
На третьем месте среди всех обращений в аппарат уполномоченного по правам человека в РИ (14,8%) - обращения, связанные с вопросами обеспечения жилищных прав граждан. "Очень много людей, особенно молодежь и малообеспеченные граждане обращаются с просьбой помочь им в жилищном вопросе", – рассказал Оздоев.
По его словам, вопрос обеспечения жильем находится в компетенции муниципалитетов, при этом, как отвечают муниципалитеты на обращения омбудсмена, в бюджетах нет средств.
"Единственное, за счет чего у нас оказывалось содействие в обеспечении жилищных прав, – это программа "Молодая семья", но она сейчас приостановилась. У нас наиболее эффективно работают те программы, которые финансируются федеральным бюджетом, – это обеспечение вынужденных переселенцев, жилищные сертификаты сейчас начали выдаваться в массовом порядке, обеспечение жильем оползневиков и обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье. Социально-нуждающийся сектор – малообеспеченные семьи, инвалиды - к сожалению, у нас жильем практически не обеспечиваются, правда, им выделялись земельные участки, но строить жилье для них проблематично", - рассказал омбудсмен.
6,3% обращений граждан связаны с нарушением прав вынужденных переселенцев. "В последнее время появился свет в конце туннеля, но тут возникла проблема - республика заявила необходимость средств на определенное количество людей, а сейчас в судебном порядке многие восстанавливают статус, поэтому тех средств, которые запросили, получается недостаточно для всех", - отмечает Оздоев.
Жители Ингушетии жалуются на нарушения социальных прав
5% обращений было по поводу нарушения социальных прав – это невыплаты материнского капитала, пособий по безработице и так далее. Обращений в связи с нарушением пенсионных прав – 3,7%.
"Были случаи обращения женщин, когда им не выдавали материнский капитал, затягивали, а законом установлен срок, в течение которого должны рассмотреть документ и выдать этот сертификат. Мы обращались в Пенсионный фонд и просили их исправить недостатки, получили ответ, что тем женщинам, которые обратились, сертификаты они выдали, хотя и с нарушением сроков", - рассказал Оздоев.
"Были также жалобы на ЖКХ, на качество оказания медицинских услуг, на неисполнение судебных решений, на нарушение земельных прав, нарушение прав граждан судебными органами, нарушения прав в сфере образования, прав инвалидов, нарушения прав военнослужащих, избирательных прав. Люди также обращались с просьбами оказать материальную помощь", - продолжил Оздоев.
Много обращений по поводу нарушений прав осужденных
5% обращений связаны с нарушение прав осужденных или просьбами о переводе в другое исправительное учреждение. "В конце года была создана общественная комиссия по обеспечению прав осужденных при главе республики. У нас было взаимодействие с органами ФСИН, было несколько случаев, когда по нашему обращению осужденные были условно-досрочно освобождены", - рассказывает Оздоев.
По его словам, работа велась не только на территории Ингушетии, приходилось выезжать за пределы республики. "В последний раз я был в Карелии, встречался и с руководством ФСИН, и с самими осужденными ингушами. По результатам этой встречи было достигнуто соглашение о том, что пятничную молитву ингушам разрешат проводить в здании столовой на территории зоны, что им будут выдавать молитвенные коврики, обещали трудоустроить тех, кто пожелает. В зоне есть образовательные учреждения – несколько профтехучилищ, там же присутствуют различные предприятия, где можно заниматься ремонтом автомобилей, заниматься газосваркой, плотничать. Там были ограничены места, но обещали, что всех, кто пожелает, трудоустроят в порядке исключения", - сообщил омбудсмен.
На самом деле у аппарата уполномоченного по правам человека практически нет никаких полномочий
"Летом состоялась встреча уполномоченных по правам человека с президентом России Путиным, не только мной, но и всеми уполномоченными было озвучено, что на самом деле у аппарата уполномоченного по правам человека практически нет никаких полномочий. Название есть "уполномоченный", а полномочий нет. Все что мы можем сделать – это написать письмо рекомендательного характера. В законе написано, что мы не можем обязать или принудить, только рекомендовать исправить такие-то нарушения, и в течение месяца, если это лицо пожелает, может вам написать обоснованный отказ", - рассказал омбудсмен.
"Уполномоченный по правам человека" – это институт Европы, и там он действительно уполномочен, считает Оздоев. "У нас нет полномочий, но есть огромная ответственность. В настоящее время идет процесс реформирования этого института, планируются изменения в законодательстве, которые должны расширить наши полномочия", - сказал Оздоев.
Напомним, ранее об озвученных Оздоевым проблемах в своем в интервью "Кавказскому узлу" рассказал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, признав, что в работе властей были допущены ошибки и остается ряд нерешенных проблем.
Говоря о похищениях людей, глава республики предложил "смотреть отдельно" по каждому случаю. "Если смотреть по статистике, мне кажется, в 2012 году шесть или четыре-пять было, не помню, а в 2011 году - 11. Идет снижение", - отметил Евкуров.
Беженцы из Чечни, которые живут на территории Ингушетии, не находятся в бедственном положении, считает Юнус-Бек Евкуров. По его словам, и в 2011 году, и в 2012 году из бюджета республики им выделяется по пять тысяч рублей в месяц, чтобы снимать жилье. Он также сообщил, что сейчас начато строительство жилья для вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, на которое будет направлено из федерального бюджета порядка 700 миллионов рублей.
источник: корреспондент "Кавказского узла"