Отказ в медпомощи инвалиду в Новочеркасске подчеркнул проблему нарушений прав арестованных
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд не удовлетворил жалобу на отказ в медицинской помощи инвалиду Петру Головневу, арестованному в Новочеркасске. Правозащитник и юрист назвали это проявлением системной проблемы нарушения прав арестованных.
Как писал "Кавказский узел", 20-летнему инвалиду Петру Головневу следствие и суд отказали в освобождении из СИЗО в Новочеркасске, несмотря на его тяжелое состояние и растущую опухоль, сообщил в октябре адвокат. Защита назвала обвинение Головневу сфальсифицированным.
Петр Головнев - инвалид с рождения в связи с ДЦП и сопутствующими заболеваниями, также у него обнаружена опухоль. Ему инкриминируются насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней из-за общения с девушкой в видеочате. По версии защиты, Головнев не посылал девушке фото или видео сексуального характера и заблокировал ее, узнав, что она несовершеннолетняя. В переписке Головнева с потерпевшей эротического содержания также не нашли, но поводом для ареста стало наличие в телефоне Головнева его собственного интимного фото. При этом потерпевшая утверждает, что противоправные действия с ней совершил парень с "черными волосами, коричневыми глазами и прыщиками по лицу", тогда как Головнев не соответствует этому описанию.
Ростовский областной суд сегодня оставил в силе решение Сальского райсуда о продлении меры пресечения Головневу, и молодой человек останется в СИЗО до 23 ноября, сообщил его адвокат Евгений Юров.
Следствие отказало в удовлетворении ходатайства об оказании медицинской помощи
По его словам, следователи не предоставили новых аргументов в пользу содержания Головнёва под стражей. "Состояние здоровья подзащитного ухудшается, поскольку воспалительный процесс не прекращается. Следствие отказало в удовлетворении ходатайства об оказании медицинской помощи", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Сторона защиты обжаловала и это постановление, однако суд признал его законным, указав, что не предоставлены медицинские документы. "Что не соответствует действительности, поскольку в материалах уголовного дела содержится полная медицинская документация, подтверждающая наличие заболеваний. Кроме того, такие документы представляются суду при каждом рассмотрении меры пресечения и жалоб. Прокуратура каждый раз поддерживает следствие и настаивает на продлении меры пресечения. Какой-либо мотивации не приводится, речь государственного обвинителя сводится исключительно к согласию с ходатайством следователя. Единственное обоснование необходимости продления - это проводимые экспертизы, однако следователь в судебное заседание не представляет документы, подтверждающие назначение и проведение таких экспертиз", - указал адвокат.
Он добавил, что защита и семья Головнева продолжают добиваться назначения судмедэкспертизы. "Кроме того, стороной защиты председательствующей судье заявлялся отвод, так как ранее она продлевала меру пресечения Головневу и не может объективно рассмотреть жалобу на незаконные действия следователя. В чем было также отказано. В настоящее время все отказы в медицинской помощи обжалуются в апелляционном и кассационном порядке", - сказал Евгений Юров.
Это далеко не правильно и является нарушением прав человека, который по факту нуждается в лечении
Происходящее с Головневым является грубым нарушением его прав, уверен исполнительный директор фонда "В защиту прав заключенных"* Валентин Богдан. "На самом деле таких случаев очень много, когда человека с каким-то заболеванием сажают в СИЗО, и на этом фоне возобновляются все латентные заболевания, из-за стресса ухудшается состояние здоровья по хроническим заболеваниям, а уголовно-исполнительная система абсолютно инертна: ну и что, что там опухоль растет? Это далеко не правильно и является нарушением прав человека, который по факту нуждается в лечении. Тем более что ДЦП и опухоль – это не [легко излечимая] простуда", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению правозащитника, руководство СИЗО должно немедленно дать согласие на проведение медицинской экспертизы. "Нет законных оснований для отказа в проведении судебной медицинской экспертизы. Понятно, почему суд требует эту экспертизу, чтобы на ее основании принять решение. Но не понятно, почему СИЗО выступает против. Необходимо сразу жаловаться в Генпрокуратуру. Наша практика показывает, что обращения и жалобы на местах не дают результата. Мы сразу обращаемся в Генпрокуратуру, зная, что оттуда спустят вниз указания. Это такая отработанная методика, которая дает определенные результаты, поскольку грамотное обращение в Генпрокуратуру заставляет работать на местах", - объяснил он.
Есть порядок проведения медицинского освидетельствования. Это очень хлопотное и долгое дело
Руководители следственных изоляторов чаще всего не заинтересованы в проведении судебной экспертизы, считает ростовский адвокат Андрей Егоров, знакомый с системой ФСИН. "Есть порядок проведения медицинского освидетельствования. Это очень хлопотное и долгое дело. Сначала надо написать заявление начальнику СИЗО, который одобряет проведение медицинской экспертизы в определенном медицинском учреждении ФСИН. Если болезни подтверждаются, то документы передаются в суд и представителям обвиняемого. Получается, что действия руководства [учреждения] ФСИН напрямую влияют на освобождение того или иного обвиняемого, поэтому оно особо не заинтересовано в проведении такой экспертизы", - пояснил адвокат корреспонденту "Кавказского узла".
Однако, по его мнению, отказ провести судмедэкспертизу может привести "к плачевным результатам". "Если верить адвокату и родителям мальчика, которые говорят о растущей опухоли, то это серьезное основание делать экспертизу. Вообще в таких случаях руководство СИЗО само должно быть заинтересовано в проведении экспертизы, чтобы обезопасить себя. Но на практике случается обратное. Бывали случаи, когда у человека на свободе есть определенное заболевание, которое у него было на протяжении многих лет, и он лечился, а судмедэкспертиза, проведенная по разрешению СИЗО, не подтверждает эту болезнь. […] Случай Головнева довольно непростой, и я полагаю, что здесь потребуется немало усилий для того, чтобы добиться, например, операции. У него, как и у любого человека в СИЗО, сохраняются все права на получение медицинской помощи", - указал он.
Представители потерпевшей отказались от комментариев корреспонденту "Кавказского узла".
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* включен в реестр иностранных агентов.
** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"