01 октября 2003, 17:03

Четыре разговора

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Одним из важных источников получения информации о нарушениях в ходе избирательной кампании являются штабы кандидатов. Время от времени из штабов Х. Бийбулатова, Ш. Бураева, М. Сайдуллаева поступали сообщения о произволе кадыровской администрации и силовых структур, использовании административного ресурса, давлении на оппозиционных кандидатов и т. д.

Но, дабы получить представление об истинных масштабах нарушений, составить более полную картину и учесть мнение всех сторон, мы решили обзвонить все функционирующие и телефонизированные штабы кандидатов в президенты ЧР (стоит отметить, что телефоны есть только в основных штабах, причем не во всех - телефонной связью Чечня не избалована). Забегая вперед, скажу, что самой большой проблемой в состоявшихся или несостоявшихся телефонных разговорах было то, что практически никто не соглашался представиться (самостоятельно или без наводящих вопросов). Впрочем, один из наших собеседников в виде исключения просто жаждал быть узнанным.

Предлагаем вашему вниманию тексты наших телефонных коммуникаций со штабами от 24 сентября (единственный из доступных по телефону штабов, с которым мы не попытались связаться в тот день - штаб Сайдуллаева в Грозном; не хотелось беспокоить людей накануне вынесения Верховным судом РФ решения по их делу). Конкретную информацию собрать не удалось, но картина избирательной кампании получилась красноречивая. Судите сами.

Штаб Кудуса Садуева

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Это предвыборный штаб Садуева?

- Да.

- Московская Хельсинкская группа проводит мониторинг соблюдения избирательных прав граждан в ходе выборов президента Чечни. Есть ли у вас сведения о каких-либо нарушениях, допущенных в ходе предвыборной компании, заявления граждан, подавал ли кандидат заявления по поводу?

- Минуту.

Через некоторое время к телефону подошел сам кандидат и отрапортовал:

- Нет. Все нормально. У меня, по крайней мере. Все идет так, как должно быть.

Штаб Абдулы Бугаева

- Здравствуйте!

- Здравствуйте! Это предвыборный штаб Бугаева?

- Да!

- Московская Хельсинкская группа проводит мониторинг соблюдения избирательных прав граждан выборов президента Чечни. Есть ли у вас сведения о каких-либо нарушениях?

- В ходе предвыборной компании?

- В ходе предвыборной компании.

- Ну, о такого рода нарушениях вам нужно говорить с самим кандидатом...

Далее следует длинный монолог о том, что таких заявлений нет и быть не может, потому как граждане не обращаются с такого рода заявлениями, "а я как кандидат хочу сказать..."

- Вы кандидат? То есть я говорю с кандидатом?

- Да, я кандидат!

- Абдула Махмудович Бугаев?

- Да. Так вот...

Далее голос пропал в помехах и раздались короткие гудки. Через минуту кандидат перезвонил сам (штаб явно экипирован определителем номера) и продолжил:

- Участковая милиция уничтожают плакаты оппонентов Кадырова!.. Использование административного ресурса - это очевидно! Вы меня слышите? Вы слушайте, но не записывайте! Никаких официальных заявлений ждать от избирателей Чечни не следует. Здесь такой страх навели, что люди не обращаются. Я уже говорил об этом на встрече с Алексеевой (председатель Московской Хельсинкской группы. - Авт.) и Панфиловой (председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ. - Авт.), что здесь нужны наблюдатели, что отказ правозащитных организаций поехать наблюдать за выборами - это только на руку тем, кто хочет во что бы то ни стало провести эти выборы - то есть фарс! Они в любом случае здесь будут! И вот эта позиция, занятая вот группами, наблюдателями - мне непонятна! Вот мое заявление официальное! (Слова г-на Бугаева о том, что это его "официальное заявление", с нашей точки зрения, аннулировали ранее высказанную просьбу слушать, но не записывать - видимо, по ходу разговора кандидат передумал.) Вот приехала тут делегация, говорят, депутатов от фракции Государственной Думы с Клинцевичем. Клинцевич - это ангажированное лицо, которое на протяжении уже более года проводит агитацию в одностороннем порядке в пользу Кадырова. И он будет это же проводить. Он во вторник провел совещание в Гудермесе со старейшинами. Он прямо поставил задачу, что кандидатом должен быть, т. е. президентом должен быть Кадыров.

Штаб Шамиля Бураева

- Штаб Бураева!

- Здравствуйте! Московская Хельсинкская группа проводит мониторинг соблюдения избирательных прав граждан в ходе выборов президента Чечни. Есть ли у вас сведения о каких-либо нарушениях, допущенных в ходе предвыборной компании, заявления граждан, подавал ли кандидат заявления?

На том конце провода человек заговорил о лагере "Бэла", о нечестности в проведении выборов ("да вы же сами все видите по телевизору! В прессе все есть!") и т. д.

- А относительно конкретных жалоб - перезвоните, пожалуйста, в четыре часа по этому же телефону.

- Спасибо. Извините, а с кем я говорила?

- Доверенное лицо Бураева.

- Вас зовут...

Пауза.

- Хамзан.

- Это имя. А фамилия?

Пауза.

- Хамзан Бураев.

Сотрудники штаба записали номер нашего факса и обещали выслать имеющиеся у них материалы и словесные комментарии "переложенные на бумагу". Сейчас уже 30 сентября. Пока ничего не выслали. Вчера я им перезванивала. Говорят, может к концу недели, что и вышлют, но смысла в этом уже не видят.

Штаб Ахмада Кадырова

- Штаб Кадырова!

- Здравствуйте! Московская Хельсинкская группа проводит мониторинг соблюдения избирательных прав граждан выборов в ходе выборов президента Чечни.

- Перезвоните по телефону:... Там ответят на все Ваши вопросы.

Набираю любезно предоставленный номер.

- Штаб Кадырова!

- Здравствуйте! Московская Хельсинкская группа...(см. выше).

- Перезвоните через десять минут - подойдут наши юристы, вы сможете переговорить с ними.

Через 10 минут, равно как и через 20, в штабе никто не подходит к телефону.

Через несколько часов:

- Штаб Кадырова!

- Здравствуйте! Московская Хельсинкская группа? (см. выше).

- Это вам нужно перезвонить по телефону... (диктуют тот самый телефонный номер, на который я изначально и позвонила).

- Я уже звонила по этому телефону. Мне дали этот, ссылаясь на то, что это - телефон руководителя штаба. Не могу ли я поговорить непосредственно с ним?

- Вот как!... Он будет через час.

- Вы не могли бы назвать имя руководителя штаба, чтобы я знала, с кем именно мне нужно будет говорить?

- Я не могу сказать вам его имя. Вас представят, когда вы перезвоните.

Через час:

- Штаб Кадырова!

- Здравствуйте! Это из Московской Хельсинкской группы. Могу ли я поговорить с руководителем штаба?

- Да. Сейчас.

- Алло!

- Здравствуйте! Московская Хельсинкская группа проводит мониторинг соблюдения избирательных прав граждан в ходе выборов президента Чечни. Скажите, поступали ли к вам сведения о каких либо нарушениях, подавал ли кандидат какие-либо жалобы...

- А почему Вы звоните нам?

- Думаю, что у Вас могла бы быть такая информация и...

- Я не врубаюсь в вопрос! Мммм... Я не понимаю. Что Вы хотите?

- Мы хотели бы знать (опять тот же текст, но уже с вариациями).

- В случае возникновения такого рода жалоб кандидат обращается в избирательную комиссию.

- Вам уже приходилось обращаться?..

- Не играйте словами! Кто вы, откуда?

Представляюсь еще раз. Объясняю, что Московская Хельсинкская группа - старейшая из ныне действующих правозащитных организаций...

- Знаю, знаю я Московскую Хельсинкскую группу, и членов Московской Хельсинкской группы знаю. И Вы меня знаете...

- Вы не представлялись.

Далее неразборчиво.

- Простите, как? Я не расслышала...

- КАК-КАК!!! ТАУС ДЖАБРАИЛОВ! Вы слышали такую фамилию? Таус Джабраилов меня зовут. Извините, мне звонят по параллельному телефону...

Вот и поговорили...

Опубликовано в Бюллетене Московской Хельсинкской группы # 3, 1 октября 2003 года, при информационном содействии Интернет-СМИ "Кавказский узел", при поддержке Российского исследовательского центра прав человека, Сети домов прав человека и Международной Хельсинкской Федерации.

Автор: Светлана Ковалева источник: Московская Хельсинкская группа

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

16 мая 2024, 05:08

16 мая 2024, 04:09

16 мая 2024, 03:10

  • Обвинение потребовало девять лет для Михаила Балабанова

    В ходе прений в Южном окружном военном суде прокурор потребовала приговорить 21-летнего Михаила Балабанова к девяти годам заключения по обвинению в подготовке к поджогу военкомата в Невинномысске. Вина Балабанова доказана не была, в деле есть признаки фальсификации, указала защита, попросив оправдать подсудимого.

16 мая 2024, 02:11

16 мая 2024, 01:25

  • Правозащитники назвали дело Мовсара Умарова типичным для Чечни

    Решение грозненского суда предоставить Эсет Умаровой материалы дела об исчезновении ее сына Мовсара дает некоторую надежду его семье, однако следствие вряд ли охотно исполнит его. Судьба жителей Чечни, исчезнувших подобно Умарову, зачастую остается неизвестной, констатировали правозащитники.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей