18 декабря 2017, 21:37

Убитый в Губдене Хамутаев считался "старожилом" вооруженного подполья

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Алигаджи Хамутаев, убитый 17 декабря в спецоперации в селении Губден, возглавлял крупное объединение боевиков, справиться с которым силовикам не удавалось шесть-семь лет, заявили Милрад Фатуллаев, Ахмет Ярлыкапов и Орхан Джемаль. Обострение ситуации в регионе может быть связано с возвращением боевиков из Сирии, отметили эксперты.

Как писал "Кавказский узел", 16 декабря в селении Губден был введен режим контртеррористической операции. Силовики блокировали частный дом, а утром 17 декабря вступили в перестрелку с находившимися в нем предполагаемыми боевиками. Режим КТО отменили после того, как трое находившихся в доме человек были убиты.

Один из убитых опознан как Алигаджи Хамутаев - разыскиваемый с 2012 года лидер "губденской" группировки боевиков, причастный, по версии силовиков, к убийству восьми человек и нападении на автоколонну МВД. В доме были найдены удостоверение депутата собрания МО "Карабудахкентский район", а также несколько автоматов Калашникова, магазины к ним, патроны, пакеты с селитрой, бутылки с ацетоном и предмет, похожий на самодельное взрывное устройство, сообщил источник.

Алигаджи Хамутаев мог вернуться в Россию из Сирии

По словам главного редактора РИА "Дербент" Милрада Фатуллаева, Хамутаев был известен оперативникам шесть-семь лет. "Последние пять лет он находился в федеральном розыске. Но раньше он считался лишь сочувствующим подполью и радикальным взглядам. В последние годы о нем не было ничего известно. Возможно, он не находился на территории республики и как только вернулся, сразу попал в поле зрение силовиков", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Милрад Фатуллаев.

Милрад Фатуллаев считает, что стоит ожидать "усиления борьбы с экстремистами на Северном Кавказе". Он предположил, что это может быть связано с предстоящими президентскими выборами, завершением военной операции российских военнослужащих в Сирии.

"В Сирии остается осталось большое количество боевиков. Ирак и Сирия оказались, в основном, зачищены, и поэтому определенная часть боевиков может оказаться в России. Возможно возвращение радикальных представителей на территорию России", - говорит Фатуллаев.

"Одни уроженцы Северного Кавказа, самые радикальные, ехали в Сирию и Ирак умирать, как они считали, за правое дело. Другие хотели принять участие в боевых действиях и внести свой вклад в "джихадистское" движение. Третьи хотели жить в государстве с исламскими законами. И сейчас эти люди ищут новое применение – уезжают в новые страны, или же возвращаются на родину", - заметил Фатуллаев.

Депутатское удостоверение, найденное на месте спецоперации в дагестанском селе Губден, принадлежало одному из убитых, Магомед-Хабибу Касимову. Он в прошлом был депутатом собрания Карабудахкентского района.

Ранее группировку возглавлял Магомед-Али Вагабов

Алигаджи Хамутаев "действительно являлся старожилом дагестанского вооруженного подполья", отметил старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.

По его словам, с 2014 года наблюдался спад активности дагестанского подполья. Как считает Ярлыкапов, "затишье было связано с тем, что произошел исход всех, кто хотел заниматься деструктивными делами, на территорию Ближнего Востока".

"Сейчас молодежь, которой не предложена альтернатива радикализму, продолжает поддаваться на агитацию ИГ*. Эта агитация уже не зовет новых сторонников на Ближний Восток, а направлена на то, чтобы они создавали террористические сети на местах. Они ориентируют своих последователей на то, чтобы устраивали хоть и примитивные, но теракты с применением подручных средств – те же ножи, автомобили. Заканчивается эпоха "Имарата Кавказа" (запрещенная в России судом террористическая организация. – Прим. "Кавказского узла") и наступает эпоха одиноких волков", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ярлыкапов.

От сложно организуемых групповых атак боевики "Исламского государства"* переходят к одиночным акциям, требующим минимальной организации и средств, прокомментировали опрошенные "Кавказским узлом" эксперты августовские нападения на людей с ножом в Сургуте и Каспийске, а также теракты в Европе. Российские реалии предоставляют для идеологов ИГ* благодатную среду с протестной активностью, отмечает руководитель Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM Денис Соколов в материале "Соколов: в Сургуте ИГ* выиграло войну за умы мусульман".

По словам журналиста Forbes Орхана Джемаля, "губденская" группировка "являлась очень старой". "Ее возглавлял Магомед-Али Вагабов - один из грозных лидеров вооруженного подполья своего времени. После него уничтожались другие лидеры группировки, но на их место становились другие", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Джемаль.

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован справочный материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ". Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказским узлом" собраны на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".

* - организация признана террористической и запрещена в России судом.

Автор: Расул Магомедов источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

16 мая 2024, 04:09

16 мая 2024, 03:10

  • Обвинение потребовало девять лет для Михаила Балабанова

    В ходе прений в Южном окружном военном суде прокурор потребовала приговорить 21-летнего Михаила Балабанова к девяти годам заключения по обвинению в подготовке к поджогу военкомата в Невинномысске. Вина Балабанова доказана не была, в деле есть признаки фальсификации, указала защита, попросив оправдать подсудимого.

16 мая 2024, 02:11

16 мая 2024, 01:25

  • Правозащитники назвали дело Мовсара Умарова типичным для Чечни

    Решение грозненского суда предоставить Эсет Умаровой материалы дела об исчезновении ее сына Мовсара дает некоторую надежду его семье, однако следствие вряд ли охотно исполнит его. Судьба жителей Чечни, исчезнувших подобно Умарову, зачастую остается неизвестной, констатировали правозащитники.

16 мая 2024, 00:26

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей