Модный показ в Махачкале дал повод борцам за нравственность напомнить о себе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Скандалы вокруг таких событий, как показ мод в Махачкале, позволяют "борцам за нравственность" заявить о себе, отметила правозащитница Саида Сиражудинова. Подобные ситуации возникают от скудости культурной жизни в республике, считает дагестанский художник Мурад Халилов.
В Дагестане неоднократно распространялись призывы оградить местных жителей от культурных явлений и событий, и в качестве обоснований звучали обвинения в отходе от традиционных ценностей дагестанского общества, говорится в материале "Кавказского узла" "Борцы за нравственность пришли в ночные клубы Дагестана".
Как писал "Кавказский узел", демонстрация полупрозрачного платья на показе мод в Махачкале вызвала возмущение в Instagram. Пользователи, посмотревшие фрагмент видео с показа свадебной моды клуба современного искусства "Дискурс", указали, что показ моделей откровенных платьев в Дагестане неприемлем. Некоторые из них призвали запрещать мероприятия, нарушающие принятые в республике нравственные нормы. 26 мая организаторы распространили видеообращение, где назвали случившееся "досадной ошибкой".
Дагестан развивается вместе со всем миром, и проникновение различных взглядов, интересов, разных событий неизбежно, считает президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие" Саида Сиражудинова. "Остановить эти процессы принудительным способом не получится", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению Сиражудиновой, практика публичных извинений в Дагестане позаимствована из Чечни, но там она насаждается сверху с помощью административного ресурса. В Дагестане публичных извинений часто требуют люди, которые формулируют определённое общественное мнение и формируют общественные группы в защиту традиционных, патриархальных ценностей.
Практика публичных извинений распространилась в Дагестане с подачи чеченских властей. Так, в середине мая МВД по Дагестану сообщило, что молодой человек из дагестанского села извинился за исполнение лезгинки на месте захоронений в Дербенте. Ранее ведомство неоднократно публиковало записи с извинениями задержанных за различные правонарушения и проступки в своем Instagram-аккаунте.
"Эти группы не представляют власть. Но нельзя сказать, что они представляют и всё общество. Это инициатива какой-то части общества, которая пытается вмешиваться, регулировать общественные процессы, продвигать свои интересы и свои взгляды о ценностях. В числе этих групп абсолютно разные люди. Это и спортсмены, и КВНщики, и общественные деятели. Они в последние годы заявляют о себе, срывая порой различные мероприятия", - отметила Сиражудинова.
В ноябре 2018 года в Аварском театре в Махачкале был сорван аниме-фестиваль AniDag . По словам журналистки Светланы Анохиной, дирекцию театра и организаторов засыпали угрозами. По информации активиста Марата Исмаилова, во время конфликта как минимум одна участница фестиваля получила травмы. В сентябре 2019 года администратор Instagram-сообщества "Имамат Дагестана" Ахмад Исрапилов получил условный срок за призывы к срыву аниме-фестиваля в Махачкале.
Отметим, что гнева "борцов за нравственность" избегают интим-салоны, работающие под видом саун.
Правозащитница рассказала, что в ходе исследования о калечащих операциях они беседовали с мужчинами, некоторые из них заявляли, что пользуются услугами интим-салонов. Но блюстители нравственности считают малоперспективным занятием борьбу с индустрией сексуальных услуг, предположила Сиражудинова.
Женское обрезание — калечащая практика повреждения женских половых органов, нарушающая права человека на здоровье, безопасность и телесную неприкосновенность, говорится в справке "Кавказского узла" "Женское обрезание на Кавказе". Среди регионов СКФО наиболее остро проблема калечащих операция стоит в Дагестане, где, по данным "Правовой инициативы"*, ежегодно минимум 1240 девочек становятся жертвами таких операций. Уголовное наказание не искоренит проблему, пока не сформируется общий правовой фон, который позволит женщинам чувствовать себя в безопасности, считают авторы проекта о женском обрезании для "Афиша Daily".
"Видимо, "борцам за нравственность" не под силу разбираться с услугами интим-салонов и чем-то подобным, потому что таких заведений достаточно много и они популярны. К тому же, говорить об этом уже не столь интересно. Это не поднимет массовой волны порицания. А вот эти мероприятия, разовые, единичные, могут привлечь больше внимания к этим личностям и к группе их поддержки", - сказала Сиражудинова.
Дагестанский художник Мурад Халилов считает, что подобные ситуации возникают от скудости культурной жизни в Дагестане. "В культурной жизни Дагестана не происходит каких-либо выдающихся, да и просто интересных событий... Поэтому всякая ерунда становится интересной. Любой ничтожный повод привлекает массовое внимание. Например, об этом показе мод никто бы и не услышал, если бы не шумиха вокруг него", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Показы мод не удивительны для Дагестана, отметил Халилов. "У нас есть бренд "Шамхал". Его показы посещает много людей, и это не вызывает никаких проблем. Наоборот, люди толпами идут", - указал художник.
По его словам, инициаторами подобных скандалов могут выступать отдельные влиятельные в обществе личности, на мнение которых ориентируется часть людей. "А эти личности замечают то, что им интересно замечать. Может быть, общество и не заметило бы каких-то событий, потому что они не имеют важного культурного или иного значения", - посетовал Халилов.
В обществе не поднимаются такие проблемные вопросы, как, например, существование интим-салонов. "Как-то к этому все привыкли. Помимо этого множатся питейные заведения", - подчеркнул Халилов.
Житель Махачкалы, информированный о ситуации с показом, считает, что таким образом проверяется реакция общества на разные вызовы и его толерантность. "Я во многих группах cостою в разных соцсетях, как только такое (как показ мод) появляется, сразу бурю возмущения вызывает у всех... Сверху же навязываются вот такие вот мероприятия. Раз в полгода обязательно что-то вот такое происходит", - отметил он.
Приоритеты для "борцов за нравственность" меняются, так как меняются обстоятельства, идет привыкание к той или иной ситуации, отметил горожанин.
В ситуации с показом мод было два обстоятельства, которые вызвали возмущение, считает он. "Показ происходил в стенах Аварского национального театра. Аварский театр это всё-таки культурное учреждение, кроме того, национально ориентированное... Это вызвало возмущение прежде всего у аварцев, которые не считают, что это (показ мод) нужно пропагандировать в культурных учреждениях. Помимо этого, и организатор показа - не аварец", - пояснил житель Махачкалы.
У тех, кто выказал возмущение показом, недоумение вызвало и то, что, когда в театре хотели провести мероприятие с религиозным оттенком, но национально ориентированное, то организаторов отослали в мечеть. "Сказали, что театр - не место для таких зрелищ", - сказал он.
Подробнее о практике публичных извинений и порицаний на Северном Кавказе говорится в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин". Также "Кавказский узел" ведет "Хронику публичных извинений на Кавказе". Новости о практике публичных извинений "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".
источник: корреспондент "Кавказского узла"