RSSПолитическая география Южного Кавказа

Армения уже год живет при ЧП. Зачем власти решили отменить военное положение?

20:56, 23 марта 2021

В Армении до сих пор действует военное положение, объявленное 27 сентября. Несмотря на то, что боевые действия завершены 4 с половиной месяца назад, в Армении все это время сохранялось военное положение. И вот сейчас депутаты от правящей фракции говорят о том, что военное положение будет отменено завтра на заседании парламента или в течение недели в связи с приближением внеочередных парламентских выборов.

Отметим, что «чрезвычайщина» это правовой режим ограничения прав человека, де-юре диктатуры или авторитаризма, в котором комендант и премьер-министр получают всю полноту власти. В действительности, эффективно реализовать этот режим нынешние власти не смогли, но это происходит от их несистемности, а не нежелания.

 

Чрезвычайное положение

Вспомним, что 16 марта 2020 года в Армении было объявлено чрезвычайное положение в связи с пандемией коронавируса. Тогда к объявлению ЧП призывали эксперты в сфере безопасности, предполагая, что власти, воспользовавшись чрезвычайными полномочиями, смогут справиться с чрезвычайным риском. Однако чрезвычайное положение было введено совсем для другого. Сразу были введены ограничения для публикации нежелательной для власти информации, а борьба с самим коронавирусом была провалена. Как следствие, на данный момент имеется 3384 зарегистрированных погибших от ковид при избыточной смертности порядка 8 тысяч человек (исключая внешние причины), которую следует отнести к ковиду. Это последствия демографических масштабов, их вполне следует считать катастрофой.

Я как-то искал, сколько стран ввели чрезвычайное положение в связи с коронавирусом, но так и не нашел таковых (что не означает, что их вообще нет). Тем не менее, чрезвычайное положение продлевалось каждые 30 дней и в общей сложности действовало 180 дней вплоть до 11 сентября. Стоит отметить, что при этом основные ограничения были отменены в течение 20-45 дней после введения ЧП.

Характерно, что в независимой Армении, чрезвычайное положение вводилось лишь один раз – и то локально – в Ереване, после столкновений 1 марта 2008 года, продлилось оно 20 дней. С 12 по 26 сентября 2020 года страна прожила при обычном правовом режиме и политическая жизнь начала возобновляться, но 27 сентября Азербайджан напал на Арцах, следствием чего стала кровопролитная война, тысячи раненых, сотни пленных и оккупация большей части территории Арцаха Азербайджаном.

 

Военное положение

В первый же день войны было объявлено военное положение и мобилизация. Мобилизация была сорвана, по словам бывшего НГШ Армении и министра обороны НКР Мовсеса Акопяна, уже на третьи сутки. Мобилизационные мероприятия были выполнены на территории Армении на 25%, а в Арцахе – на 78%. Но взамен власть была занята затыканием ртов критикам. Был установлен запрет на публикацию и распространение информации, не только критического содержания, но и «информации, не подтверждающей официальную». А официальная была ложной, откуда родилось даже мое собственное заблуждение по политике Пашиняна в начале октября. Вскоре реальная информация стала мне доступна, но я не мог ей делиться, а те, кто такое делали, были оштрафованы на сумму от 300 до 700 тыс. драм или в среднем около 1 тыс. долларов.

Казалось бы, что тут такого – во время войны важно единство народа и не время для критики. Но к распространению должна быть запрещена лишь секретная и критически важная информация, а не «неофициальная информация», тем более что она все равно была доступна и в прошлом. Кстати, в начале 1990-ых гг. военное положение ни разу не объявлялось. Более того, уже в 1993 году проходили акции протеста – и ничего, это не помешало победить. Тогда министром обороны был именно нынешний оппозиционный лидер Вазген Манукян. А президентом – Левон Тер-Петросян, также крайне критически относящийся к Пашиняну сегодня. Именно ограничение на свободу информации во время войны позволило Пашиняну создать фон террора в стране во время войны и сохранять власть до сих пор на инерции от этого.

После окончания активных боевых действий, власти решили не отменять военное положение, поскольку при отмене ВП в парламенте мог быть поставлен вопрос о вотуме доверия премьер-министру и во избежание этого, военное положение сохранялось. В начале декабря депутаты от правящей партии ссылались на то, что в Азербайджане военное положение еще не отменено, поэтому и в Армении его нельзя отменить. Но в Азербайджане ВП было отменено 12 декабря, а в Армении уже 23 марта и оно еще действует.

 

Выводы

Таким образом, за последние 365 дней, с 24 марта 2020 года по 23 марта 2021 года, Армения прожила при чрезвычайном положении 172 дня, при военном положении 178 дней и только 15 дней – при нормальном правовом режиме, когда эти ограничения не действовали. Итого, 47.1% года Армения прожила при ЧП, 48.8% при военном положении и 4.1% - без ограничений прав человека. А в сумме специальные правовые режимы, ограничивающие права человека занимали 95.9% года. Графически это выглядит следующим образом:


Отметим, что ни в одном из случаев власти не добились результата, ради которого вводилось ЧП. Борьба с ковидом была безнадежно провалена, на войне они потерпели катастрофическое поражение.

Но почему военное положение все же отменяют сейчас? Помимо очевидного – приближающегося истечения полугодового срока, после чего его надо будет продлевать (что проблематично), есть и еще один аспект. Во время военного положение генеральный штаб является главным органом в сфере обороны, а в мирное время – он подчиняется министру обороны. Поскольку генеральный штаб нейтрализован де-факто (см. В Армении три «главы генштаба». Развал системы обороны страны действующей властью), время его нейтрализовать и де-юре.

Многие люди в Армении привыкли жить при военном положении и не считают это стеснением. На самом деле состояние, до которого дошло наше гражданское общество, толерантность к беспределу (как например нападение министра ВТ Акопа Аршакяна на журналиста Пайлака Фахрадяна, сокращение финансирования офиса омбудсмена, прямое вмешательство советника премьера Анны Вардапетян в дела судов и пр., происходящее ежедневно), порождаемая специальными правовыми режимами, происходит постепенно, поэтому не так сильно бросается в глаза.

P. S. В период «чрезвычайщины» активно развивалось законодательство в сторону ограничения прав и свобод, включая свободу слова и СМИ, банковскую тайну и пр. имущественные вопросы. Но это отдельная история и к ней мы тоже обратимся.