RSSПолитическая география Южного Кавказа

Тенденции восьмого месяца конфликта в Украине: новая фаза и новый "туман [...]"

14:41, 19 октября 2022

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

***

На протяжении последних полутора месяцев в конфликте России и Украины произошли серьезные изменения. Первым стало завершение позиционной борьбы и переход украинской армии в атаку, причем очень успешную. В течение месяца украинцы смогли организовать три прорыва, в результате чего [...] юг и восток Харьковской области (Балаклея-Изюм), занятый до того РФ, северную часть Донецкой области (округу Лимана) и север Херсонской области (Золотая Балка-Дудчаны). Причин тому много, но это, помимо успеха Украины, еще и [...] РФ, возможно второе даже в большей степени чем первое.

Как следствие, настроение на фронте радикально изменилось, боевой дух украинцев укрепился, [...]. Из-за этого, украинское руководство стало чувствовать себя смелее, еще интенсивнее обстреливать Донецк, подрывать чиновников, пошедших на сотрудничество с россиянами на [...] территориях, организовали подрыв Крымского моста, а в этот интервал также произошел подрыв трубопроводов "Северный поток-1" и "Северный поток-2", что поставило российское руководство в совершенно неудобное положение.

Если первая фаза Специальной военной операции завершилась в конце марта [...], поскольку с наскока взять Киев не удалось, то же самое произошло и с Сумами и Харьковым: оказалось, что вся операция опиралась на [...] К концу марта Россия вывела войска из севера Украины, назвав это "жестом доброй воли", решив сконцентрироваться на Донбассе и, в частности, Мариуполе. Но и там все буксовало, хотя с большим трудом, потерями и разрушениями, Мариуполь (а позже, Северодонецк и Лисичианск) удалось взять к концу июля. Это была вторая фаза СВО.

К августу фронт замер и украинцы готовились к контрнаступлению на Херсон, но, поскольку об этом россиянам было известно, направление было укреплено и в итоге основной фокус был перенесен на второстепенное, харьковское направление, где и был получен первый тактический, а затем и оперативный успех Украины. По сути, вторая фаза [...] именно на этапе потери территорий вокруг Харькова, но признание этого [...] де-факто произошло в конце сентября, когда были объявлены, а позже проведены "референдумы", а затем признана [...] четырех областей Украины. Примерно тогда же была объявлена частичная мобилизация и ряд других мероприятий. А уже совсем недавно был назначен командующий в рамках всей операции Суровикин, и началась бомбардировка энергетической инфраструктуры в Украине, что по словам Зеленского, вывело из строя 30% электростанций. Также началось использование дронов иранского производства. По сути это уже третья фаза, которая пока еще не объявлена: многие ожидали то ли официального объявления войны, то ли объявления контртеррористической операции, но пока что в правовом отношении изменений нет.

***

И на первой, и на второй фазе россияне пытались вести переговоры, причем это выглядело не вполне адекватно. В первый же день после начала операции, российская делегация отправилась в Минск и стала ожидать там украинскую, Мединский же как глава миссии просто провалился. И это не его вина - просто у него не было конкретных задач, да и выбор его для этого дела был исходно неудачным. Но в итоге, когда россияне думали, что уже договорились с Киевом, киевские власти решили отказаться от переговоров и всплыл инцидент в Буче, где были убитые гражданские, и этот инцидент был очень сильно подсвечен в СМИ как чуть ли не "геноцид". Провальность переговоров была очевидна исходно: украинские власти исходно говорили о том, что ни о чем договариваться не собираются, поскольку требуют выхода России из Крыма и Донбасса, не говоря уже об остальной территории в качестве предусловия для переговоров. На второй фазе тоже россияне безуспешно пытались договориться о чем-то, что в итоге вылилось лишь в "зерновую сделку", которая тоже, по мнению российского президента провалилась. В этом отношении ничего не изменилось и сейчас - с российской стороны регулярно слышны намеки на переговоры (как в виде официальных заявлений, так и в виде обменов военнопленных). С украинской уже есть официальное решение СНБО о запрете переговоров с Путиным, об отказе от переговоров с Путиным говорил и Зеленский.

***

В процессе боевых действий и вокруг, сложилась ситуация, когда действия России оказались абсолютно предсказуемыми и прозрачными для ее противников - как в политико-дипломатической плоскости, так и на театре боевых действий. В политической плоскости сказалось два фактора - раскол в российской элите, что открыло серьезные каналы для получения информации Западом - и в целом очень незамысловатая тактика, которая "читалась" и на основании открытых источников. В информационном плане Западу удалось "замолчать" российскую пропаганду и лишить Россию возможности доносить свою точку зрения, не говоря уже о том, что изначально это направление для России было провальным - по собственным, внутренним причинам. Еще важнее то, что полностью исчез "туман [...]" на театре боевых действий. Это имело несколько составляющих:

  • выстраивание эффективной агентурной сети на занятых Россией территориях и даже отчасти в самой России,
  • радиоэлектронная, аэрокосмическая разведка Запада и использование гражданских и военных дронов для разведки всего фронта,
  • легко читаемые действия [...] российской военной машины, согласовывающей всё на уровне командования и, соответственно, фактор времени, также расчищающий туман [...],
  • утечки огромного количества данных посредством открытых источников и социальных сетей, а также мобильных телефонов отдельных солдат.

По сути, впервые в серьезном военном конфликте сложилась ситуация, когда нет тумана [...]. Возможно, это был второй раз - и уже в 2020 году практически то же самое можно сказать и об армянской стороне. Это настолько серьезные изменения, что об этом стали говорить как о теоретической новации с точки зрения военного искусства.

Но с украинской стороны туман [...] был, и это самое интересное. Да, у России есть и спутники, и самолеты, и дроны, но их использование не налажено с той же эффективностью, а техническая оснащенность этих средств заметно уступает их передовым аналогам. Украинской стороне удалось практически полностью взять под контроль социальные сети и научиться действовать быстро и по обстоятельствам, успевая менять локации раньше российской реакции. Все это создало стратегический контекст, в котором [...] при неизменном формате вовлечения. Фиксацией этого осознания и стало объявление частичной мобилизации, в целом меры непопулярной.

То, что изменилось за последнее время - это восстановление "тумана [...]" с российской стороны, которое происходит по нескольким линиям:

  • Вероятное вовлечение Беларуси в боевые действия. Если это блеф, то блеф действительно убедительный, но подготовка Беларуси (причем вполне публично) к участию в боевых действия идет довольно активно. Неизвестно, где будет удар, будет ли он, и какими будут его цели. Но тут вспоминается недавнее заявление Путина о том, что переговоры шли только пока российские войска были под Киевом.
  • Вероятная эвакуация с правобережья Херсонской области и из самого города Херсон. Об этом вчера обсуждалось очень активно, сначала это в информпространство запустил блогер Анатолий Шарий, а затем неоднозначное заявление сделал генерал Суровикин. Причем будет ли вывод войск из Херсона непонятно - похоже и на отвлекающий маневр, но фон довольно убедительный.
  • Повышение маневренности войск (пока неизвестно, на сколько) и начало использования дронов для разведки.
  • Удары по украинской инфраструктуре, где направление следующего удара неизвестно и вызывает определенную нервозность как на фронте, так и в тылу.
  • Подвешенный в воздухе вопрос об ОМП/ядерном оружии, где никто не знает, будет ли оно когда-нибудь применено, против кого, когда и где.

Совсем не обязательно, что это все как-то принципиально изменит ситуацию на фронте или приведет к российскому наступлению. Скорее это нужно для остановки украинского контрнаступления и стабилизации ситуации на зиму. Но сейчас прогнозировать становится все труднее, так что пока в наших целях вернее констатировать факт изменения парадигмы, чем говорить о взятии или потере каких-то сел в степях юга Украины.

[Отредактировано модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Публикация сообщений, нарушающих действующее законодательство РФ, запрещена Правилами.]