RSSПолитическая география Южного Кавказа

Российская операция в Украине за первые сутки

09:33, 25 февраля 2022

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

***

Мы уже обсудили причины российского [...] на Украину, а теперь рассмотрим то, как оно происходит. Здесь будет в основном хронология и базовый анализ.

С утра Путин выступил с де-факто [...]. Понятно, что мотивационная часть включала в себя необходимость защитить ДНР и ЛНР, но это как раз таки не имеет значения – очевидно, что инициатором [...] является Россия. Путин сделал ряд заявлений, угрожая всем третьим сторонам в случае вмешательства жесточайшим ударом, а украинцев призвал сдаваться. Третьи стороны призыв Путина услышали, но по большому счету и так не собирались вмешиваться. А вот насчет сдачи украинцев в плен, судя по всему, это была часть тактики, поскольку дальнейшие действия российской стороны показывают, что она всерьез рассчитывала на массовую сдачу в плен. И, хотя отдельные факты сдачи в плен имели место, они не были столь массовыми, чтобы это сказалось на боеспособности армии.

Сразу после заявления Путина начались ракетные удары по всей территории Украины. Эти удары были точечными и поражали статичные объекты – военную инфраструктуру, включая объекты ПВО/РЛС, авиацию и аэродромы, а также склады с вооружением. Понятно, что имея качественные спутники и разведку, россияне уже давно идентифицировали все основные цели на территории Украины и отработали по ним в первый же день, почти полностью лишив Украину не только возможности бороться в воздухе, но и обороняться от воздушных атак.

 
(карта воздушных ударов по территории Украины, Аль Джазира)

Следом началось выдвижение войск сразу в нескольких направлениях. Таковых было четыре:

  • Прямое наступление из РФ по линии Чернигов-Сумы-Харьков,
  • Наступление на юг Украины со стороны Крыма,
  • Десант и выдвижение в сторону Киева со стороны Беларуси и России,
  • Наступление Л/ДНР на оборудованные позиции ВСУ вдоль всего фронта.

По сообщениям российского министерства обороны, все задачи за день были выполнены, тогда как украинское министерство обороны сообщало об определенных потерях, но успешных контратаках. Оценить точность этих высказываний можно не всегда; как известно, во время [...] первой жертвой становится правда. Но наиболее подтвержденными можно считать сообщения, подкрепленные видеозаписями и фотоматериалами, подтверждаемые из разных источников.


(Хронология событий, по данным РИА ФАН)

Начнем с наступления в сторону Харькова и Сум. Город Сумы, судя по всему, взят. К вечеру была взята почти все область до линии Конотоп-Ромни-Лебедин на ее западе. Однако вечером из Киева были направлены дополнительные силы, контратаковавшие, моментами успешно, а в тылу занятой россиянами территории также возникло сопротивление, в том числе, в городе Сумы и округе. Так что вопрос с Сумской областью не закрыт, и это направление будет развиваться в ближайшие сутки. Город Харьков остается под контролем украинских властей, но российские войска уже вышли на подступы Харькова и, по сути, окружили его. Изначально не встречая сопротивления, к вечеру они ввязались в бой, ВСУ и там начали приходить в себя, кроме того, с большой вероятностью, сопротивление будет и в самом городе. Продвижение шло и в Черниговской области – географически успех россиян был минимальным, но к вечеру они начали усиливать это направление и, скорее всего будут ставить целью уже 25 февраля развивать наступление в направлении Чернигов-Киев.

Самым успешным для России было наступление на юге – к концу дня была оккупирована почти вся Херсонская область, а в городе начались бои и гремели взрывы. Группировка разделилась на две части, одна двигалась на северо-запад, в сторону Херсона и Николаева, а вторая – в сторону Мелитополя. Этот город на юге Запорожской области, по всей видимости, был взят поздно вечером 24 февраля. По сути, украинская армия не организовала должной защиты на юге, а российская армия сразу вышла на оперативный простор.

Сложным для россиян было донбасское направление. Там наступали два корпуса «народной милиции» Л/ДНР, доукомплектованные в результате массовой мобилизации на Донбассе. Перед ними ставилась цель прорвать укрепления ВСУ и выйти на границы областей, встретившись с российскими войсками, причем самое главное направление – Мариуполь. Но реально – основная задача – сдерживать основные силы ВСУ, порядка 70% которых расположено на линии соприкосновения. По сообщениям российских источников, Л/ДНР смогли продвинуться на 3-7 км, но это еще следует проверять, в целом же бои имеют позиционный характер. Попытка прорыва фронта идет в направлении Волновахи, откуда можно пытаться прорваться к Азовскому морю и окружить Мариуполь. При этом, российская армия уже вошла на север Луганской области со стороны российско-украинской границы и будет стремиться создать котел, замкнутый с северо-запада российскими частями, а с юго-востока Л/ДНР, и тем самым добиться разгрома ВСУ либо сдачи в плен крупных соединений. Опять же, учитывая, что большая часть вооруженных сил Украины находилась вдоль линии соприкосновения, это вполне вероятно.

Киевское направление было самым сложным для наступавших. Без особых боев была взята под контроль Чернобыльская АЭС и зона отчуждения. Но дальше начались столкновения в Гостомеле, где российский десант высадился на аэродроме и готовит почву для подхода новых сил. Попытки подкреплений продвинуться к Киеву встретили ожесточенное сопротивление ВСУ.

Для предотвращения легкой победы России, в Киеве приняли несколько мер. Во-первых, объявлена всеобщая мобилизация. На нее отводится 90 дней – но уже в первые дни будут мобилизованы существенные силы (другое дело – качество таких соединений). Во-вторых, начата раздача оружия добровольцам. По сообщениям из Киева, роздано 10 тысяч стволов. В-третьих, Зеленский попытался привлечь международную помощь. В этом отношении он ничего серьезного не добился. В-четвертых, проводится информационная работа, направленная на повышение боевого духа солдат и офицеров, демонстрируя, что бороться и побеждать можно. Эту работу можно считать скорее успешной, учитывая, что к вечеру ВСУ опомнились от удара.

Что касается санкций, то конечно пакеты санкций, принятые против России, довольно жесткие. Однако возникает вопрос – почему такие же меры не принимаются, к примеру, против Саудовской Аравии, проводящей операцию против хуситов в Йемене? Там последствия куда тяжелее, в первую очередь, гуманитарные. Этот вопрос имеет ответ: Россия де-факто ведет войну против Запада, а Запад, в свою очередь, хотя и говорит об универсализме, все равно исходит из собственных интересов. Я не помню заявлений Запада ни по тональности, ни по содержанию, хотя бы отдаленно похожих на это, во время агрессии Азербайджана и Турции против Арцаха и Армении. Вообще ничего не было. Что характерно. Кровь красная, но не всегда и не везде.


(Украину все самолеты обходят стороной. Скриншот с Flight Radar).

В американских СМИ были сообщения, что Киеву отводят не более 96 часов. В российских соцсетях публиковали инсайды, что сроки операции намечены до 2 марта. В любом случае такие сообщения спекулятивны, все зависит, например, от того, будут ли городские бои, особенно в Киеве. Россия всячески пыталась избежать гражданских жертв и в целом это ей удавалось, но расширение операции неизбежно будет приводить к потерям и среди мирного населения. По официальному сообщению, Украина потеряла 137 солдат убитыми и 316 ранеными. О потерях России и Л/ДНР не сообщается, хотя по меньшей мере со стороны Л/ДНР могло быть немало жертв.

В целом, Россия пытается повторять американскую операцию в Югославии, а также собственную – в Грузии – даже мотивация почти не отличается. Но в отличие от августовской войны, здесь масштаб куда больше. Методология, однако, практически не отличается; цель России – доминирование в воздухе, захват узловых точек, дезориентация управления и разгром и демилитаризация оставшихся. В отличие от Грузии и Югославии, Россия ставит и конкретные политические цели относительно послевоенной Украины, но достоверной информации о том, как именно это планируется устраивать, нет. Если на поле боя Украина проигрывает, то в информационном пространстве все наоборот, а это, в свою очередь, влияет на санкционный и дипломатический фон. Здесь ничего нового нет, кроме прямой поддержки со стороны Ирана, Китая, Венесуэлы, Сербии и ряда других стран, полученной Россией. Большинство, тем не менее, против, особенно в Европе. Наиболее жесткую позицию занимают Великобритания, Польша и страны Балтии впрочем и здесь ничего нового. Турция заняла традиционную для себя позицию виртуальной поддержки Запада, но реального нейтралитета.

В сложившихся условиях пытаюсь обеспечить максимально объективное освещение, фильтруя военную пропаганду сторон, и оставляя лишь самое важное. При этом, конечно, нет уверенности, что все обстояло в точности так как выше описано. Но по крайней мере, изучение всей доступной информации дало возможность строить именно эту картину.