Житель Ленкорани осужден за свободу выражения в Интернете, заявляют правозащитники
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В городе Ленкорани на юге Азербайджана к четырем годам лишения свободы по обвинению в сбыте наркотиков осужден местный житель Шаиг Агаев. Азербайджанские правозащитники убеждены, что Агаев был осужден за то, что заявил об избиении своей дочери в школе.
Шаиг Агаев был арестован год назад после того, как выступил в Интернете с видеоинтервью, в котором заявил, что его дочь была избита в школе учительницей. Приговор Агаеву был вынесен 5 февраля, защита намерена обжаловать его в апелляционном суде.
Гражданин "пострадал за свободу выражения", заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Идрак Аббасов, отслеживавший дело Агаева и наблюдавший за судебным процессом.
ИСБР включил Агаева в число лиц, преследуемых за свободу выражения
По словам Аббасова, дочь Агаева Арзу, ученица 6-го класса Ленкоранской городской школы №8, была избита 14 января 2013 года на уроке учительницей. После этого Агаев пошел в школу и пожаловался руководству учебного заведения. Однако в школе заступились за учительницу, сказав, что жалоба не обоснована.
Агаев вместе с дочерью рассказали о произошедшем на видеокамеру Аббасову. Сам Агаев попросил распространить запись в Интернете. 16 января видеоинтервью было выставлено на сервисе YouTube и привлекло внимание СМИ Азербайджана, рассказал Идрак Аббасов.
"После этого Шаиг Агаев был вызван в школу. От него потребовали убрать "позорящее Ленкорань" видео из Интернета. Но он сказал, что это уже невозможно сделать, поскольку если даже он снимет видео, оно уже растиражировано. После этого у Агаева начались проблемы. Рано утром 6 февраля 2013 года в дом Агаевых ворвались люди в масках, выбив стекла и выломав двери. Они провели несанкционированный обыск, в результате которого ничего найдено не было", - сказал Идрак Аббасов.
Неизвестные в масках избили Агаева на глазах у его детей, а затем, скрутив руки, увезли. Позже ему предъявили обвинение в торговле наркотиками, пояснил он.
Родные Агаева утверждают, что у одного из руководителей учебного заведения, который упоминался в видеозаписи, близкий родственник работает в Южном региональном управлении по борьбе с наркотиками МВД и, благодаря этому, было сфабриковано уголовное дело, рассказал Идрак Аббасов.
"Агаев отверг обвинения, но в ходе следствия его подвергали жестоким пыткам и таким способом получили признательные показания. Следствие тянулось год. Дело поступало в суд, потом возвращалось следствию ввиду недостаточности доказательств", - продолжил Аббасов.
Агаев был признан судом виновным по статье 234.2 (незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, производство, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ) и приговорен к четырем годам лишения свободы. Прокурор просил пять лет тюрьмы. Данная статья предусматривает наказание от 3 до 7 лет лишения свободы.
"Примечательно, что Агаева защищал государственный адвокат Ибарет Гасанов. Семья обвиняемого находится в тяжелом материальном положении, и поэтому не смогла нанять адвоката. Но надо отдать должное, государственный адвокат добросовестно защищал права Агаева, он даже на свои деньги покупал ему лекарства. Адвокат заявил, что дело сфабриковано и Агаева наказывают за распространение видеоматериала об избиении его дочери в школе", – рассказал сотрудник ИБСР.
Сам Агаев, по его словам, на процессе рассказал, что в школе учительнице показалась, что его дочь разговаривает на уроке, и педагог дала ей пощечину, а потом настолько сильно потянула серьгу, что у девочки оказалось поранено ухо. "Вся моя вина в том, что я рассказал об этом журналистам", - процитировал Агаева сотрудник ИСБР. По его словам, обвиняемый также указал, что свидетелями против него были полицейские, а понятые "постоянно находятся в этом здании" и попросил суд оправдать его.
"Суд всего три минуты совещался, и, вернувшись, объявил приговор об осуждении Агаева к четырем годам лишения свободы", - сообщил Аббасов, добавив, что после оглашения приговора полицейские и надзиратели не позволили родным приблизиться к Агаеву и попрощаться с ним. "Вдруг неожиданно Шаиг Агаев в эмоционально возбужденном состоянии в знак протеста против несправедливости непонятно откуда достал лезвие и попытался перерезать себе горло. Но полицейские и родные уговорили его отдать лезвие", - сказал Аббасов.
Он заявил, что ИСБР включил Агаева в число лиц, преследуемых за свободу выражения.
Приговор незаконен и несправедлив. Вердикт будет обжалован в Ширванском апелляционном суде, сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Агаева Ибарет Гасанов.
В Ленкоранском районном суде отказались от комментариев в связи с вынесенным решением.
Агаева преследуют за свободу выражения, считает азербайджанский Институт права медиа (ИПМ)
"Этот человек был арестован за свои выражения в Интернете, хотя ему было предъявлено другое обвинение. Это недопустимо. У нас уже был случай, когда жителя соседнего с Ленкоранью Астаринского района Микаила Талыбова приговорили к году исправительных работ по иску коммерческого банка за его критику в Facebook. Это дело вызывало широкий резонанс, и в конечном итоге апелляционный суд отменил приговор, а Астаринский районный суд в ходе повторного следствия отклонил иск", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист ИПМ Халид Агалиев.
Юрист пообещал, что ИПМ будет держать дело Агаева в сфере внимания.
"Мы приложим усилия, чтобы апелляционная инстанция восстановила справедливость. Правда, в этом деле сделать это будет нелегко, поскольку Агаев привлечен не по диффамационной статье, а формально по другому обвинению. Но апелляционный суд хотя бы может заменить реальный срок на условное наказание", - сказал юрист.
В свою очередь, сотрудник пресс-службы МВД Орхан Мансурзаде подтвердил, что в отношении Шаига Агаева возбуждено уголовное дело по статье 234.2. Агаев был задержан "при реализации 7,6 грамма марихуаны" и в ходе "судебного следствия вина этого человека была доказана", сообщил Мансурзаде корреспонденту "Кавказского узла".
источник: корреспондент "Кавказского узла"